Химиотерапия и облучение нарушают память

Пациентки с раком молочной железы, которые прошли курс противоопухолевой терапии, через несколько лет после завершения лечения могут столкнуться с умственной слабостью.

Результаты исследования, которые опубликовал научный журнал Cancer, указывают, что лучевая терапия и химиотерапия могут привести к нарушению памяти и концентрации внимания.

Ранее специалисты Стэнфордского университета сообщали, что у пациентов, которые перенесли химиотерапию, отмечается развитие когнитивной слабости. Такие пациенты чаще делают ошибки при написании текстов. Магнитно-резонансное сканирование выявляет у них сниженную активность областей мозга, которые отвечают за память и планирование. Кроме того, различные типы волос по разному реагируют на подобного рода излучение.

Ученые Гарвардской медицинской школы, а также из медицинского центра при университете Рочестера исследовали химиотерапевтический препарат 5-фторурацил и обнаружили, что он отрицательно влияет на нейроны (клетки нервной системы). Такое воздействие можно объяснить составом химиотерапевтических препаратов, ведь фактически они являются ядами.

химиотерапия

Если в обычной фармакотерапии есть два участника – организм человека и лекарство, то химиотерапия объединяет три составляющих – химиотерапевтический препарат, организм и клетки опухоли. Химиотерапия использует токсины для уничтожения опухолевых клеток. Эффективность химиотерапевтического препарата оценивается как компромисс между повреждающим действием на опухолевые клетки и на клетки нормальных тканей человеческого организма.

Недавно ученые из НИИ города Тампа провели обследование 62 пациенток, страдающих раком молочной железы, которым выполнялось облучение совместно с химиотерапией, 67 пациенток, которым проводилось только облучение, 184 пациенток без рака молочной железы. За всеми участниками исследования ученые наблюдали 36 месяцев после завершения курса лечения.

Ученые подтвердили, что химиотерапия вызывает когнитивные проблемы, которые сохраняются 3 года после завершения лечения. Однако и пациенты после химиотерапии тоже имеют эти проблемы, о чем ранее не сообщалось.