Сахар уничтожает раковые клетки

Журнал Cancer Research опубликовал исследование Гай Перкинса, работающего в Калифорнийском университете Сан-Диего. Ученый предлагает уничтожать злокачественные клетки особым веществом, аналогом глюкозы, которое оказалось токсичным для опухолей.

Предложение Перкинса является научно обоснованным. Известно, что глюкоза является основным источником энергии и углеводорода для клеток. Совместно с коллегой из Японии Руди Ямагучи, Перкинс выяснил, что клетки рака поглощают из окружающей среды синтетический аналог обычной глюкозы – 2-дезоксиглюкозу.

Активная 2-дезоксиглюкоза при попадании внутрь клетки способна физически вытеснять из цепи обмена веществ определенный белок, блокирующий механизм апоптоза в раковой клетке. При обычных условиях апоптоз – запрограммированная смерть клетки – обеспечивает самоубийство тех клеток, которые представляют опасность для организма. В раковых клетках этот процесс нарушен, поэтому делятся они бесконечно. Вещество 2-дезоксиглюкоза «убирает» из раковых клеток белок, который делал их бессмертными, поэтому снова запускается механизм самоубийства клеток. Надо ли говорить, что вред курения не в последнюю очередь связан именно с риском развития раковых заболеваний?

Ученые Ямагучи и Перкинс показали, что гибель клеток, которые поглотили 2-дезоксиглюкозу, можно вызывать препаратом АВТ-263 (Navitoclax). Его разрабатывали специально для снижения активности таких ингибиторов апоптоза, как Bcl-2/Bcl-xL.

Такой подход открывает новые перспективы в лечении рака легких, печени, крови, молочной железы. Эксперименты на мышах, больных раком предстательной железы, показали исчезновение активных опухолей за несколько дней.

Следующим этапом в изучении влияния 2-дезоксиглюкозы на опухолевые клетки станет проведение клинических испытаний метода в Калифорнийском университете.